16 января 2014 года Верховной Радой Украины были приняты так называемые диктаторские законы. Их принятие стало поводом для острой международной критики, протестов и смены власти, поле чего коалиция политических сил Блока Петра Порошенко, Народного Фронта и других партий Майдана инициировала и повторила не только абсолютное большинство из них, но и приняла в гораздо большей степени нарушающие и сужающие гражданские права и свободы акты. Ниже можно найти лишь некоторые сравнения с диктаторскими законами 16 января 2014 года:

1. Законом № 725-VII от 16.01.2014 г.(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/725-18) был введен институт «заочного» уголовного производства, который предусматривал возможность применения в определенных случаях процедуры привлечения к уголовной ответственности без присутствия обвиняемого.

Вместе с тем, после Революции новые властитакже ввели процедуры «заочного» осуждения законом №1689-VII от 07.10.2014 г.(http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1689-18/paran51#n51). После этого, закон еще трижды дополнялся и изменялся нормами, публично проанонсированными Президентом Порошенко, указавшим, что целями нововведений является необходимость осуждения конкретныхобвиняемых лицаконы №119-VIII от 15.01.2015 г. (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/119-19#n8), №769-VIII от 10.11.2015 г. (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/769-19#n59), №1950-VIII от 16.03.2017 г. (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1950-19#n23).

2. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. была введена уголовная ответственность за клевету(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Представители партий Майдана не прекращают настойчивые попытки также ввести ответственность за указанное деяние.

Так, 20.11.2018 г. трое представителей парламентской фракции БПП зарегистрировали законопроект №9306 о введении уголовной ответственности за клевету, предлагая за совершение таких деяний значительно более суровые наказания чем в «диктаторских законах» (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=64959).

Подобные инициативы проявлялись представителями новой власти и ранее:

– 15.01.2018 г. глава президентской фракции парламента А.В.Герасимов призвал разработать и принять специальный закон для борьбы с распространением недостоверной информации (https://www.facebook.com/BPP.Solidarnist.official/videos/1698440296899564/

http://solydarnist.org/?p=157277&fbclid=IwAR2e0ynz56cgk1PgI1YQMJFTtzPufQRpdCdAYhfCDQRisL5WDgJla_AxXpg).

– 18.04.2016 г. один из руководителей фракции политической партии Народный Фронт, которая входит в правящее большинство, С.В.Пашинський декларировал свои намерения инициировать введение ответственности за клевету (https://www.pravda.com.ua/news/2016/04/18/7105889/

https://ua.korrespondent.net/ukraine/3671260-zakon-pro-naklep-dyktatura-chy-svitova-praktyka).

3. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. была введена ответственность за участие в массовых мероприятиях с использованием масок или других средств предотвращения идентификации личности, а также без наличия разрешения – в форменной одежде, похожей на форменную одежду сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Представители новой власти неоднократно инициировали введение подобных положений в законодательство:

– 02.07.2015 г. Президент Украины П.Порошенко выразил свое намерение инициировать перед парламентом запрет ношения масок-балаклав(http://www.pravda.com.ua/news/2015/07/2/7073174/);

– 18.10.2018 г. был инициирован, а 18.12.2018 г. принят в первом чтении законопроект, которым вводится ответственность за незаконное ношение военной формы (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=64821).

4. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508) предусматривалось введение механизма, позволяющего внесудебное блокирование доступа к веб-сайтам, которые распространяли противоречащую закону информацию, или через которые осуществлялась деятельность информационного агентства без государственной регистрации (с возможностью обжалования такого решения в суд постфактум).

Партии Майдана многократно и настойчиво пыталась ввести возможность ограничения доступа граждан к информации, распространяемой через Интернет или СМИ, путем внесудебного блокирования доступа к веб-сайтам на основании решения административного органа, правоохранителей или в порядке введения санкций. Для этого инициировались ряд законопроектов, авторами которых были члены президентской фракции в парламенте и другие участники правящей коалиции:

– №4453 от 08.08.2014 г. (инициировано Кабинетом Министров Украины с предложением, в частности, предоставить СНБО право без судебного решения или соблюдения какой-либо состязательной процедуры запрещать или ограничивать ретрансляцию теле- и радиоканалов;ограничивать или прекращать деятельность СМИ и других субъектов информационной деятельности, в том числе, в сети Интернет;ограничивать или запрещать производство и распространение печатной продукции и других информационных материалов(http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=51915);

– №2133а от 19.06.2015 г. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55668) части проекта дословно повторяют положения «закона 16 января»;

– №4663 от 13.05.2016 г. (инициировано Кабинетом Министров Украины) (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=59089);

– №2268 от 02.03.2015 г. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54231);

– №6676 от 10.07.2017 г. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62217);

– №6688 от 12.07.2017  г. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62236);

– №6754 от 17.07.2017 г. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62329).

Наконец, возможность внесудебного блокирования сайтов в некоторых случаях была введена в Украине Законом от 23.03.2017 г. 1977-VIII(https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1977-viii). Кроме того, возможность ограничения или прекращения предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования без соблюдения принципов состязательности и при отсутствии судебного решения предусмотрено действующим Законом Украины «О санкциях»  1644-VII от 14.08.2014 г.(https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1644-18). Эти положения Закона уже применялись на практике для блокировки доступа к отдельным веб-сайтам, для прекращения предоставления телекоммуникационных услуг отдельным СМИ и т.д. (например, https://www.president.gov.ua/documents/1332017-21850, https://www.president.gov.ua/documents/1262018-24150).

Вышеупомянутые законопроекты и законы предусматривают различные основания для внесудебного блокирования доступа к веб-сайтам и информации, однако очевидно, что в Украинесам факт наличия каких-либо оснований для блокирования доступа к веб-сайту без решения суда является угрозой использования этого механизма с политической или коррупционной целью вне зависимости от формальных оснований.

5. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. внациональное законодательство были имплементированы нормы, следствием которых должна была стать обязательность идентификации лиц, которые пользуются телекоммуникационными услугами(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Соответствующие инициативы регулярно возникают и у новых властей. В частности в 2015 и 2017 годах подобные инициативы выдвигались и поддерживались Правительством, Администрацией государственной службы специальной связи и защиты информации, Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации

(http://www.dsszzi.gov.ua/dsszzi/control/uk/publish/article?art_id=278755&cat_id=38837

http://195.78.68.84/dsszzi/control/uk/publish/article?showHidden=1&art_id=278743&cat_id=38837&ctime=1500541339090

https://www.unian.ua/society/1105647-natskomisiya-zi-zvyazku-pidtrimala-reestratsiyu-sim-kart-nomer-musit-buti-privyazaniy-do-lyudini.html

https://strana.ua/news/108318-polzovatelej-interneta-i-mobilnoj-svjazi-mohut-nachat-rehistrirovat.html).

6. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508) для общественных объединений, которые получали денежные средства из иностранных источников и участвовали в политической деятельности, устанавливались особенности наименования, маркировки их материалов, учета доходов и отчетности.

Вместе с тем, 28.10.2016 г. был зарегистрирован законопроект №5318(http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60361), которым предлагались изменения аналогичной направленности, однако с более жесткими элементами: выделение отдельной группы субъектов по такому признаку, как получение средств из иностранных источников и в связи с этим дополнительные обязанности для них; установление обязанности раскрывать объем таких средств, источники их получения, направления использования; формализация перечня таких субъектов; уголовная ответственность за невыполнение такими субъектами соответствующих дополнительных обязанностей.

Попытки выделить и поместить под дополнительный контроль общественные организации, которые указывают на коррупционные проявления власти, в конце концов привели к принятию 23.03.2017 г. закона № 1975-VII (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1975-19#n17)о расширении перечня лиц, подлежащих финансовому контролю. Теперь наравне с государственными служащими под угрозой уголовной ответственности такому контролю подлежат физические лица, которые участвуют в общественной деятельности в сфере предотвращения коррупции и получают денежные средства в рамках реализации в Украине программ (проектов) технической помощи, а также представители общественности, которые участвуют в работе конкурсных комиссий или советов общественного контроля при органах власти. Вследствие этих изменений общественные объединения и отдельные активисты, которые осуществляют деятельность, связанную с предотвращением, противодействием коррупции, имплементацией стандартов в сфере антикоррупционной политики, мониторингом антикоррупционной политики в Украине фактически оказались под дополнительным необоснованным наблюдением и контролем.

7. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г.вводилась уголовная ответственность за финансирование деятельности, направленной на насильственное изменение или свержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность государства(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Уже 19.06.2014 года политические силы Майдана приняли Закон № 1533-VII (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1533-18#n5), которым также ввели уголовную ответственность за «финансирование действий, совершенных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины». Однако, если «диктаторский» закон предусматривал максимальное наказание в виде трех лет лишения свободы, то закон новой власти уже в виде десяти лет лишения свободы.

8. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. былоосуществлено ужесточение наказания за преступления, предусмотренные статьей 279 УК (блокирование или захват транспортных коммуникаций)(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

После смены власти, менее чем через три месяца также были приняты законодательные изменения относительно ужесточения наказания за указанные преступления (Закон № 1183-VII от 08.04.2014 г.(http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1183-18/paran27#n27). При этом, строгость усиленных «новой» властью наказаний значительно превышает предложения так называемых «диктаторских законов».

9. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. был осуществлено ужесточение наказания за преступления, предусмотренные статьей 342 УК (сопротивление представителю власти или правоохранительного органа) (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Вместе с тем, 09.09.2016 года депутатами правящей коалиции инициировался проект закона №5110, нормы которого также были направлены на расширение ответственности за неповиновение и сопротивление правоохранителям, в том числе предусматривал введение ответственности за их «обиду»(http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60000).

10. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г. предусматривалось введение административной ответственности за невыполнение законных требований должностных лиц Службы безопасности Украины(http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Президент Порошенко своим Указом № 32/2017 ввел в действие решение СНБО, в котором содержится поручение обеспечить подготовку аналогичных законодательных предложений о введении ответственности за невыполнение законных требований должностных лиц СБУ(http://www.rnbo.gov.ua/documents/437.html).

19.06.2015 г. группа депутатов парламента представителей правящей коалиции зарегистрировала проект закона, в котором с точностью до знака предложила ввести аналогичную «диктаторской» статью (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55668).    

11. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г.предполагалось усиление административного взыскания за проявление неуважения к суду (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

Законом Украины № 1798-VIII от 21.12.2016 г., который был подан Президентом Порошенко, также была усилена ответственность за указанные действия (http://zakon.rada.gov.ua/go/1798-VIII).

12. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г.предусматривалось введение уголовной ответственности за несанкционированное вмешательство в работу информационно-телекоммуникационных систем, сбыт и другие несанкционированные действия с информацией путем дополнения Уголовного кодекса тремя новыми статьями (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

14.04.2015 г. группа депутатов парламента представителей правящей коалиции зарегистрировала проект закона №2641, в котором также предлагает дополнить Уголовный кодекс тремя статьями очень похожего содержания (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54783).

Указания о необходимости реализации подобных инициатив относительно изменений в уголовном законодательстве содержатся и в Указе Президента Украины от 30 августа 2017 № 254/2017, которым введено в действие решение СНБО (https://www.president.gov.ua/documents/2542017-22502).

13. Законом № 723-VII от 16.01.2014 г. была введена возможность привлекать к административной ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме с помощью фото/видео аппаратуры (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/723-18).

По факту аналогичный закон был принят по инициативе Правительства и МВД после смены власти (Закон №596-VIII от 14.07.2015 г.http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/596-viii).

14. Законом № 721-VII от 16.01.2014 г.предусматривались изменения законодательства, которые требовали лицензирования ввоза, вывоза, производства, торговли и использования беспилотных воздушных судов, подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/721-18/print1386239184040508).

После смены власти были осуществлены ряд действий, направленных на установление контроля и ограничения возможности использования беспилотных воздушных судов. Так, 11.05.2018 г. были приняты Авиационные правила Украины (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1056-18), в которых введен целый ряд ограничений для полетов беспилотных воздушных судов. Кроме того, Государственная авиационная служба пыталась принять Временный порядок использования воздушного пространства Украины, в котором содержались такие ограничения использования беспилотных воздушных судов, которые вообще фактически делали их использование нецелесообразным. (https://imi.org.ua/articles/zjomky-z-vykorystannyam-droniv-novi-obmezhennya-z-1-chervnya/

https://censor.net.ua/ua/news/3070907/novyyi_poryadok_vykorystannya_bezpilotnykiv_zaproponovano_derjavnoyu_aviatsiyinoyu_slujboyu_onovleno

https://avia.gov.ua/wp-content/uploads/2018/05/TYMCHASOVYJ-poryadok-VPPU_31.05.18-2.doc)

15. Законом от 16.01.14 г. на 1 год было отсрочено вступление в силу положений закона о предоставлении всем категориям лиц в полном объеме бесплатной вторичной правовой помощи (Закон № № 726-VII (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/726-18).

В дальнейшем, «новая» власть тоже осуществили отсрочку, однако уже на более длительный срок полтора года (Закон №№ 1697-VII от 14.10.2014 г. (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1697-18#n1230).

16. Кроме приведенных примеров следует остановиться и на процедурных моментах законодательной деятельности. Так, нынешняя власть и посол ЕС в Украине активно критиковали«законы 16 января» из-за процедуры их принятия, считая, что она была слишком быстрой и содержала нарушения.

Вместе с тем, существует большое количество нарушений процедур, применяемых Президентом и партиями Майдана сегодня.

Например, 12 мая 2016 года был принят закон № 1355-VIII (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1355-19), которым изменялся Закон Украины «О прокуратуре» в части снижения критериев для кандидатуры на должность Генерального прокурора. Эти изменения были осуществлены с целью назначения на указанную должность представителя Президента Порошенко, который не мог занять ее в силу несоответствия формальным критериям.

Указанный Закон был подан в парламент 11 мая. Уже 12 мая его рассмотрел Комитет ВРУ, он был включен в повестку дня, принят как Закон на заседании Парламента сразу в двух чтениях, подписан Президентом, официально опубликован в СМИ и вступил в силу. Таким образом, вся законодательная процедура от инициирования до вступления в силу Закона, вопреки множеству норм Регламента, заняла менее 2 дней.

В контексте пренебрежения процедурными нормами следует также обратить внимание на системные нарушения депутатами обязанности персонального голосования. Общественныеорганизации, которые мониторят соблюдение данного требования Конституции и закона, смоглидоказательно зафиксировать десятки таких случаев (https://knopkodavy.chesno.org/).

Таким образом, Президентом Порошенко и политиками партий Майдана, пришедшими к власти на критике законов 16 января 2014 года,были воспроизведены, часто в значительно более строгом варианте, десятки положений законов, которые они называли «диктаторскими». Еще часть положений законов представители новых властей или пытались воплотить в жизнь или высказывали намерения это сделать.  

Андрей Портнов.