Директору Генерального департамента по правам человека Совета Европы,

Специальному советнику Генерального секретаря Совета Европы
Кристосу Джакомопулосу

Уважаемый г-н Джакомопулос!

На официальном сайте Президента Украины (адрес ссылки: http://www.president.gov.ua/news/31947.html) размещена информация о Вашей положительной оценке инициатив П. Порошенко по реформированию судебной системы и их полном соответствии позиции, рекомендациями и стандартам Совета Европы.
В то же время, считаю необходимым отметить, что такая позиция идет вразрез со стандартами европейских институтов, которых на протяжении многих лет придерживалась Украина в контексте реформирования судебной власти. Их суть заключается в том, что для приведения украинской системы судопроизводства в соответствие с европейскими стандартами, необходимо, чтобы изменения происходили путем внесения изменений в Конституцию Украины.
В частности, как отмечается в пункте 119 Заключения Венецианской Комиссии CDL-AD (2010) 003 от 16 марта 2010 года “Комиссия рекомендует не ограничивать судебную реформу уровнем законодательства, а провести глубокую конституционную реформу с целью построения крепкого фундамента современной и эффективной судебной системы в полном соответствии с европейскими стандартами “.
В подпункте 7.3.5 пункта 7.3 Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1755 (2010) закреплено, что ПАСЕ “считает, что без внесения изменений в Конституцию Украины будет невозможно реформировать судебную власть в соответствии с европейскими ценностями и стандартами”.
В подпункте 6.5 пункта 6 и пункте 13 Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1862 (2012) предусмотрено, что ПАСЕ “еще раз подтверждает свою позицию, которая заключается в том, что невозможно провести необходимые для Украины реформы без реформирования Конституции”.
Кроме того, непонимание вызывает и вывод о полном соответствии предложенных Президентом Украины изменений рекомендациям и стандартам Совета Европы. Также неизвестно, какое официальное заключение европейских институтов содержит анализ положений соответствующего законопроекта и их оценку в свете международных стандартов судопроизводства.
Более того, соответствующий законопроект даже не анализировался экспертами Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская Комиссия), хотя именно вывод этого института рассматривается как ключевой при оценке соответствия предложенных изменений европейским стандартам.
Подтверждением этого являются, в частности, нормы пункта 6 Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1755 (2010), в которых указывается, что именно тесное сотрудничество с Венецианской Комиссией имеет решающее значение для обеспечения полного соответствия разрабатываемых пакетов реформ европейским ценностям и стандартам. В указанной Резолюции также содержится призыв, согласно которому украинские власти должны направлять Венецианской комиссии окончательные варианты законопроектов перед их принятием в последнем чтении для получения заключений комиссии.
В пункте 10 Резолюции Европейского парламента от 25 ноября 2010 внимание сосредоточено на том, чтобы украинская власть обращалась к Венецианской комиссии с целью получения заключений относительно окончательных редакций законопроектов.
В пункте “d” Резолюции от 24 мая 2012 года Европейский Парламент также отметил, что комплексная судебная реформа должна происходить в тесном сотрудничестве с Венецианской Комиссией с целью обеспечения справедливого, беспристрастного и независимого судебного разбирательства.
Принимая во внимание Вашу преданность делу становления в Украине справедливого и беспристрастного суда, а также строгое следование выводам и рекомендациям европейских институтов, я не исключаю, что опубликованная на веб-сайте Президента Украины позиция не соответствует Вашим настоящим заявлениям и убеждениям, а также является результатом сознательного искажения информации.
Учитывая изложенное, обращаюсь к Вам с просьбой сообщить, остается ли неизменной официальная позиция европейских институтов касательно соблюдения рекомендаций и стандартов Совета Европы в Украине, а также необходимости проведения конституционной реформы, предшествующей реформированию законодательства. Также прошу сообщить, существуют ли официальные заключения, в которых говорится о соответствии законопроекта П. Порошенко международным стандартам судопроизводства, и как с ними можно ознакомиться.

С уважением,
Андрей Портнов.