Принят в целом проект Закона о правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке (реестр. № 2538-1).

Основная суть этого закона заключается в том, что он содержит перечень отдельных категорий лиц, которые признаются борцами за независимость Украины в ХХ веке.

Ими признаются лица, которые принимали участие во всех формах политической, вооруженной и другой коллективной и индивидуальной борьбы за независимость Украины в составе таких органов власти, организаций и структур:

1) органы власти Украинской Народной Республики;

2) органы власти Украинского государства (Гетьманата);

3) органы власти Западно-Украинской Народной Республики (Западной области Украинской Народной Республики);

4) органы власти Восточно-лемковской (Команчанской, Команецкой) и Гуцульской республики;

5) органы власти Карпатской Украины (Подкарпатской Руси);

6) военные, оборонные, другие милитаристские, военизированные или парамилитарные формирования и части, указанных в предыдущих пунктах республик;

7) политические партии, другие общественные организации до образования и во время существования указанных в предыдущих пунктах республик, целью деятельности которых было получение (восстановление) или защита независимости Украины;

8) повстанческие, партизанские отряды, которые действовали на территории Украины в 1917-1930 годах и целью деятельности которых были борьба за получение, защиту или восстановление независимости Украины;

9) Украинская военная организация (УВО);

10) Организация украинских националистов (ОУН);

11) Народно-освободительная революционная организация (НВРО);

12) Украинская повстанческая армия (УПА);

13) Украинские повстанческая армия атамана Тараса Боровца (Бульбы) «Полесская Сечь», Украинская народная революционная армия (УНРА);

14) Украинский Главный Освободительный Совет (УГВР);

15) Антибольшевистский блок народов (АБН);

16) Украинский Хельсинский союз (группа) (УГС, УГГ);

17) организации украинского освободительного движения второй половины ХХ века;

18) организации, образованные лицами, подвергшихся политическим репрессиям за участие в борьбе за независимость Украины в ХХ веке, в советских тюрьмах, лагерях или лагерных отделениях для борьбы за свои гражданские и другие права;

19) Народный Рух Украины за перестройку (Народный Рух Украины) до 24 августа 1991 года;

20) другие организации, структуры или формирования, которые существовали на протяжении XX века (до 24 августа 1991 года), и целью деятельности которых было получение (восстановление) или защита независимости Украины. Перечень таких организаций, структур и формирований утверждается Кабинетом Министров Украины.

Также Законом предусмотрено, что государство и органы местного самоуправления могут предоставлять социальные гарантии, льготы или другие выплаты борцам за независимость, однако сам закон не предусматривает каких-либо разновидностей таких социальных выплат и их размеров.

Законом предусмотрено еще ряд элементов государственной политики по чествованию борцов за независимость Украины, в частности:

– Государством признаются государственные и военные награды (знаки отличия) и военные степени борцов за независимость Украины;

– Государство обеспечивает всестороннее изучение истории о борьбе за независимость Украины и ее борцов, принимает меры по повышению осведомленности об истории борьбы за независимость Украины, разрабатывает и совершенствует учебники, программы и мероприятия по истории борьбы за независимость Украины в ХХ века и ее борцов;

– Государство поощряет и поддерживает деятельность неправительственных учреждений и организаций, осуществляющих исследовательскую и просветительскую работу по борьбе за независимость Украины в ХХ века и ее борцов;

– Государство способствует увековечению памяти о борцах за независимость Украины, в частности путем поиска, учета, составления и сохранение мест их захоронения как на территории Украины, так и за ее пределами, образование новых мемориальных комплексов и захоронений, сооружение и восстановление памятников, увековечения имен или псевдонимов борцов за независимость Украины в названиях объектов топонимики населенных пунктов или административно-территориальных единиц.

Законом также установлено, что лица, которые публично проявляют пренебрежительное отношение к борцам за независимость Украины, препятствуют реализации прав борцов за независимость Украины несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины. Кроме того, публичное отрицание факта правомерности борьбы за независимость Украины в ХХ веке признается надругательством над памятью борцов за независимость Украины в XX веке, унижением достоинства Украинского народа и является противоправным.

Однако при этом никаких изменений в другие законодательные акты (УК Украины и КоАП Украины), которые бы предусматривали конкретные санкции за соответствующие правонарушения, не вносится.

Внесены изменения в Закон Украины «О географических названиях», согласно которым запрещается присваивать географическим объектам названия, которые являются именами или псевдонимами лиц, занимавших руководящие должности в коммунистической партии,и производные от них, а также названия, связанные с деятельностью коммунистической партии.

В переходных положениях предписано в течение полугода демонтировать все памятники и переименовать населенные пункты, улицы, скверы и т.д.:

–  Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским, районным государственным администрациям, Верховной Раде Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке осуществить демонтаж памятников, памятных знаков, посвященных лицам, причастным к организации и осуществлению Голодомора 1932-1933 годов в Украине, политических репрессий, лицам, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других советских республик (за исключением лиц, деятельность которых была в значительной мере связана с развитием украинской науки и культуры), работникам советских органов государственной безопасности, событиям, связанным с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, борьбе против участников борьбы за независимость Украина в ХХ веке, а также в установленном порядке переименовать районы в городах, скверы, бульвары, улицы, переулки, проезды, проспекты, площади, площади, набережные, мосты, другие объекты топонимики населенных пунктов, а также другие географические о объекты, названия которых содержат в себе символику коммунистического тоталитарного режима;

– Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским, районным государственным администрациям, органам местного самоуправления в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке провести общественные слушания и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о переименовании населенных пунктов, районов и областей, названия которых включают в себя символику коммунистического тоталитарного режима.

Согласно принятому закону переименованию подлежит и Днепропетровская область:

В принятом Законе Украины “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики” к запрещенной символике коммунистического тоталитарного режима отнесены, в частности, – символика, включающая названия областей, населенных пунктов, в которых использованы имена или псевдонимы лиц, занимающих руководящие должности в коммунистической партии, и производные от них.

Петровский Г.И., в частности, в 1919-1938 годы был членом Политбюро ЦК КП (б)У, в 1937-1938 годы – заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В честь Петровского Г.И. назван г. Днепропетровск и Днепропетровская область (кроме того, например, (если верить Википедии) район в Киеве – Петровка).

Заключительные и переходные положения Закона предусматривают указание областным государственным администрациям, органам местного самоуправления в шестимесячный срок со дня вступления в силу Закона представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о переименовании населенных пунктов и областей, названия которых включают в себя символику коммунистического тоталитарного режима.

Вместе с тем, авторы закона вероятно забыли, что ст.133 Конституции Украины определяет, что в состав Украины входит, в частности, Днепропетровская область.

Таким образом, без изменений в Конституцию переименовать Днепропетровскую область нельзя.