СПРАВКА

В соответствии с пунктом 5 раздела XIV “Заключительные и переходные положения” Закона “О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10 июля 2010 года № 2487 и Решения Верховной Рады Автономной Республики Крым от 4 августа 2010 года № 1833-5/10 все очередные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов, сельских, поселковых, городских голов, кроме выборов Киевского городского головы, Киевского городского совета и Тернопольского областного совета, состоялись 31 октября 2010 года.

1 февраля 2011, то есть уже после проведения очередных местных выборов, в Конституцию Украины были внесены изменения Законом № 2952, в частности положения частей первой, второй статьи 141 Конституции Украины изложены в новой редакции, которая определяет срок полномочий депутатов соответствующих местных советов и сельских, поселковых, городских голов – пять лет – в случае их избрания на очередных выборах. Также было закреплено, что очередные выборы местных советов, сельских, поселковых, городских голов проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета или соответствующего головы, избранных на очередных выборах (часть третья статьи 141 Конституции Украины).

В 2013 году Конституционным Судом Украины уже рассматривался вопрос об официальном толковании указанных положений Конституции Украины с точки зрения возможной даты следующих местных выборов.

В Решении от 29 мая 2013 года № 2-рп/2013 Конституционный Суд Украины, сформулировал следующие правовые позиции по этому вопросу:

- Конституционный Суд Украины считает, что при исчислении сроков полномочий органов местного самоуправления и сельских, поселковых городских голов, избранных 31 октября 2010 года, и определении даты их следующих очередных выборов необходимо руководствоваться частью третьей статьи 141 Конституции Украины в редакции Закона № 2952 (то есть о 5 годах полномочий), поскольку переходные положения этого закона не содержат предписаний относительно применения при определении даты выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, которые пройдут после вступления в силу, положений частей первой, второй статьи 141 Конституции Украины в предыдущей редакции (абзац 4 пункта 4 мотивировочной части Решения).

- Конституционный Суд Украины отмечает, что для унификации сроков проведения всех очередных выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов и обеспечение возможности реализации механизма одновременного их проведения все очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий советов или голов, избранных на очередных выборах 31 октября 2010 года, то есть в последнее воскресенье октября 2015 года. В этот срок должны происходить и выборы депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных на внеочередных выборах (абзац 4 пункта 4 мотивировочной части Решения).

В результате такой мотивации Конституционный Суд Украины в пункте 1 резолютивной части этого Решение отметил, что положения части второй статьи 136, части третьей статьи 141 Конституции Украины, абзаца первого части второй статьи 14 Закона Украины “О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов” от 10 июля 2010 года № 2487-VI следует понимать так, что следующие после вступления в силу Закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов” от 1 февраля 2011 года № 2952-V и все очередные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, сельских, поселковых, городских, районных, областных советов и сельских, поселковых, городских голов, избранных на очередных или внеочередных выборах, происходят одновременно на всей территории Украины в последнее воскресенье октября пятого года полномочий советов или голов, избранных на очередных выборах 31 октября 2010 года.

После изменений в Конституцию Украины в 2011 году, соответствующие положения Конституции Украины, которые толковались Конституционным Судом Украины не менялись по своему содержанию, а потому соответствующее решение единственного органа конституционной юрисдикции является актуальным.

Таким образом, для того, чтобы сделать исключение из разъясненной Конституционным Судом Украины нормы Основного Закона Украины и изменить дату местных выборов, необходимо только вносить изменения в Конституцию Украины, поскольку исключения из конституционных норм устанавливаются самой Конституцией, а не другими нормативными актами (Решение от 30 октября 1997 года N 5-зп по делу К. Г. Устименко).

Однако даже внесение изменений в Конституцию Украины поднимает вопрос о соответствии такого шага международным стандартам, в частности относительно соблюдения права граждан на периодические выборы.

В частности, в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года указано, что каждый гражданин должен иметь возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах. В статье 3 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года закреплено, что выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. Согласно с Документом Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года воля народа должна выражаться в ходе периодических и подлинных выборов и требуется, чтобы свободные выборы проводились через разумные промежутки времени, с разумной периодичностью (подпункт 5.1 пункта 5, пункт 6, подпункт 7.1 пункта 7). Согласно Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Совета Межпарламентского союза 1994 года настоящие свободные и справедливые выборы должны быть организованы через регулярные периоды (раздел I).

Конституционный Суд Украины также неоднократно подчеркивал важность соблюдения принципа периодических выборов.

В частности, в Решении от 4 июня 2009 года № 13-рп/2009 Конституционный Суд Украины отметил, что в Конституции Украины установлены сроки полномочий … депутатов сельского, поселкового, городского, районного, областного совета и сельского, поселкового, городского головы и урегулированы отдельные вопросы относительно назначения и проведения очередных и внеочередных выборов органов представительского характера. Анализ этих положений дает основания утверждать, что на конституционном уровне закреплен принцип периодичности проведения выборов, применение которого в соответствии с международными актами является важной составляющей их демократичности (пункт 3 мотивировочной части Решения).

Периодичность проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в частности в Верховную Раду Украины и Президента Украины, срок их полномочий являются весомыми факторами демократии, важным институтом гарантии реализации избирательных прав граждан (Решение Конституционного Суда Украины от 10 июня 2009 года N 14- рп/2009).

Обеспечение соблюдения установленной действующим законодательством Украины периодичности выборов имеет определяющее значение для функционирования демократического государства, его республиканских основ (абзац первый подпункта 3.1 пункта 3 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины N 8-рп/2009 от 28 апреля 2009 года).